ОБРАЩЕНИЕ

Высокопреосвященнейшего Тихона, митрополита Владимирского и Суздальского, по случаю начала Великого поста

 

«Пост  есть не брашен ошаяние, но злых отчуждение».

(из Триоди Постной)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

  

Дорогие отцы, братья и сестры!

По милости Божией мы вступаем в спасительные дни Великого поста, дабы, подвизаясь подвигом добрым, уподобиться самому Христу, победившему диавольские искушения после 40-дневного воздержания в пустыне.

Кто когда-либо уже приступал к постному деланию, опытно знает, насколько благодатно это священное время для души человека. Зримо замедляется наш стремительный жизненный бег, появляется время задуматься, позаботиться о душе, вспомнить о молитве, забытой в суете житейских попечений, отказаться от греховных привязанностей, перечитать Евангелие, подумать над словами Господа Иисуса Христа.

Пост заставляется нас вспомнить, что жизнь наша – это не привычный ежедневный комфорт, это крест, который мы добровольно должны взять на себя и пойти за Христом, крест отречения и воздержания от всего того, что тяжким бременем привязывает нас к миру сему, который, по слову Писания, «во зле лежит».

Заступая на великопостное поприще, не забудем и о том, что, кроме воздержания от пищи, есть много иных путей, отворяющих нам, по словам святителя Иоанна Златоуста, «двери дерзновения перед Богом».

«Кто вкушает пищу и не может поститься, тот пусть подает обильнейшую милостыню, пусть творит усердные молитвы, пусть оказывает напряженную ревность к слушанию слова Божия, – здесь нисколько не препятствует нам телесная слабость, – пусть примиряется с врагами, пусть изгоняет из души своей всякое памятозлобие. Если он будет исполнять это, то совершит истинный пост, такой, какого именно и требует от нас Господь. Ведь и само воздержание от пищи Он заповедует для того, чтобы мы, обуздывая вожделения плоти, делали ее послушной в исполнении заповедей».

Эти слова достославного Святителя Иоанна для каждой верующей души, желающей поститься «постом приятным», должны стать основой духовной жизни, позволяющей избегнуть искушений гордостью и тщеславием и «поработать Господеви» в той мере, которую определяет добродетель благорассуждения.

Суть поста заключается и в том, чтобы научиться управлять своим естеством, научиться обуздывать свои желания, суметь подчинить себе свои страсти, а не идти на поводу у них… «Мы должны быть, – пишет преподобный старец Макарий Оптинский, – не телоубийцами, но страстоубийцами, то есть истреблять в себе страсти: гордости и тщеславия, плотских похотей, сребролюбия, гнева, зависти и злопомнения обид ближних и прочее, а насаждать в себе: любовь, кротость, смирение, милость, терпение и прочие христианские добродетели, молитвою укрепляемые». Только такое постное делание спасительно и угодно Богу.

По освященной веками церковной традиции Великий пост начинается с Прощёного воскресенья. Простим же всех, и сами испросим прощения у своих ближних не только за то, что мы соделали кому-то, но и за то, что не соделали: не протянули руки помощи, не утешили, не уделили времени, не поддержали в трудный момент. Простим и, в надежде на взаимное прощение, с чистой душой встанем на предстоящий спасительный путь, не скорбя от трудностей жизни, а радуясь венчающей наши труды Пасхе Господней. «Христос бо воста, веселие вечное…». Аминь.

 

С началом Великого поста!