ЖИТИЕ преподобной Елены Московской

Местом рождения преподобной Елены был Суздаль. Родилась она во второй половине XV столетия в дворянской семье, отец ее – Семен Никитич Девочкин, как предполагают, служил тысячником в Москве. Отроковица была воспитана в добром книжном научении и благонравии. Возлюбив с юных лет Христа Бога и ни во что вменяя славу века сего, она желала оставить мир и принять иноческий постриг. Еще в юных летах она поступила в Покровский Суздальский монастырь.

Под опытным руководством игумении Иулиании и монастырских стариц инокиня Елена прожила в обители Покрова много лет, научаясь правилам монашеского жития. Позднее, уже став игуменией Московской Новодевичьей обители, преподобная писала своим сестрам: «И аз грешная… с помощию Пречистые Богородицы… тчахся с присными моими пасти и хранити стадо Христовых овец на пажити закона Христова, якоже научихомся от прежде нас бывших великих госпож».

В начале XVI века Покровский монастырь посетил великий князь московский Василий III. Он объезжал тогда многие монастыри, прося у Бога даровать ему сына-наследника. На средства великого князя в Покровской обители начинается каменное строительство. Можно думать, что велось оно под наблюдением матушки Елены, ибо именно в этом послушании могли проявиться такие ее качества как хозяйственность, усердие и рассудительность, на которые обратил свое внимание великий князь, пожелав поставить ее настоятельницей основанного им в Москве Новодевичьего монастыря.

В 1524 году схимонахине Елене приказывалось выехать в столицу на но­вое место ее монашеского служения: «Лета 7033 повеле князь велики Василий Иванович монастырь ставити под Воробьевым, в нем церковь Одегитре святой Богородицы, и преложиша его в девичь монас­тырь и приведоша из Суздаля от Покрова Пречистые старицу Олену Девочкину на строительство, а с нею приидоша 18 стариц». Эти монахини заложили основы духовной жизни в новой московской обители.

Святая подвижница преподобная Елена твердо и богоугодно начала руководить вверенным ей стадом Христовых овец. Она установила правило, чтобы инокини всегда пребывали в послушании, нестяжании и целомудрии, чтобы в церковь все приходили к началу богослужений и стояли с благоговением, не переходя с места на место и не допуская никаких разговоров. За трапезой все вкушали молча, слушая положенное чтение из отеческих творений или жития святых, ибо «инок, седя на трапезе, - поучала матушка словами преп. Исаака Сирина, - во уме не молясь, но беседуя каково слово… и смеясь или брашна похуляя, и сицевый отступи от Бога, и Бог отступи от него, и молитва его не приятна, и труды его не полезны». Преподобная Елена наставляла сестер исполнять порученные им послушания без праздных разговоров, без ропота и прекословия, но с молитвой и усердием. Сестер, исполнявших послушание на клиросе, матушка увещевала иметь «бережение о церковном пении, и о прочитании, и о псалмех...». Украшенная многими добродетелями и исполненная нелицемерной любви ко всем, игумения Елена сама была для сестер своих высоким примером монашеского жития.

Великий князь Василий III повелел игумении Елене не только возглавить насельниц, но и поручил ей быть строительницей монастыря. Матушка Елена приняла на себя заботы по строительству церквей и келий, по устроению всего монастырского обихода. В обители завели ремесла; особенно прославилась она вышивкой шелком и золотом – послушание, заведен­ное игуменией Еленой с первых лет создания монастыря, существовало затем несколько столетий. Много родовитых насельниц принимали в обители иноческое пострижение, при этом сюда передавались бо­гатые денежные вклады, драгоценная утварь, иконы.

Более двадцати лет преподобная Елена управляла Новодевичьей обителью. 18 ноября 1547 года она мирно отошла ко Господу. Честное тело святой подвижницы погребли у алтаря Смоленского собора.

Плод ваш есть святость, а конец - жизнь вечная (Рим. 6:22). Преподобная Елена показала многие духовные плоды своего подвижнического жития. Как добрая мать и наставница, она с великим тщанием заботилась о спасении всех врученных ее духовному руководству, ведя их тесным, но благодатным и спасительным путем к Царствию Христа Бога нашего, Которому слава ныне и во веки веков.