ЖИТИЕ преподобной благоверной великой княгини Софии Суздальской

Святая преподобная София, суздальская подвижница веры и благочестия, в миру Соломония Сабурова, была супругой великого московского князя Василия III, при котором Русь переживала свое лучшее государственное время. Бог Промыслитель предызбрал ее в число верных Своих угодников, показав на ней славу Своей Божественной силы и премудрости.

Соломония родилась около 1490 года. Она рано лишилась родителей. Но Отец Небесный восприял эту сироту, чтобы явить ее великой молитвенницей в земле Русской. Отроковица воспитывалась в семье набожной тети, горячо любившей ее. В этом доме, как в доброй школе, она и выросла, наученная благочестию и страху Божию как высшим наукам духовной жизни. Благодаря добрым нравам, заложенным в ней с детства, Соломонии суждено было стать великой княгиней московской. Государь избрал ее из многочисленных знатных дочерей, приехавших с разных концов Русского государства. Доверенные люди великого князя особое внимание обращали не только на благочестие и происхождение девиц, но и на их здоровье, ибо великокняжеская семья Рюриковичей всегда заботилась о будущем своей династии - наследнике престола.

4 сентября 1505 года было совершено церковное венчание державных супругов – Василия III и Соломонии Сабуровой. Жили они в большой любви, мире и согласии. Воистину, добродетельная жена – венец для мужа своего (Притч. 12:4). Княгиня отличалась как красотой внешней, так и духовной, будучи скромна и благочестива.

Жизнь в кремлевских палатах шла тогда по строгому и определенному порядку, близкому к монастырскому. Без молитвы, без благословения Божия не начиналось никакое дело. Монашеское молитвенное правило было тогда уставом всякой доброй домашней жизни. В великокняжеской семье оно исполнялось всегда тщательно и неопустительно. Раннее утро начиналось с моления в Крестовой палате Кремля, за ним следовала литургия в храме. В княжеских покоях постоянно читались жития святых, творения отцов Церкви как первые настольные книги. По обычаю того времени жена проводила свою жизнь строго в стенах дома, не показываясь в обществе и не участвуя в шумных празднествах двора.

Ни близость к власти, ни богатство не искусили и не изменили чистый склад души великой княгини. С высоты своего положения она лучше и глубже видела бедствия многих людей. Вся Москва знала ее милосердие к убогим и обездоленным. В стенах княжеского двора Соломония ежедневно кормила множество нищих. Милостыню она раздавала с необычайной щедростью, особенно в родительские субботы и дни памяти усопших.

Не только в миру княгиня была сердобольной матерью, но и монашеские обители она воспринимала близко к своей душе, стараясь облегчить их трудности, благоукрасить храмы. Она любила и чтила этот род людей, ищущих Бога и вечной жизни. В покоях великой княгини изготовлялись церковные облачения, покровы в святые обители. Так, на раку преподобного Сергия из глубокого почитания этого всероссийского угодника Божия она собственноручно вышила церковный покров.

Двадцать с лишним лет прожила Соломония в высоком звании великой княгини, оставив память о себе как добродетельной жены, верной и святой христианке, утешающей свой бедствующий народ делами любви и милосердия.

Единственным горем, омрачавшим жизнь державных супругов, было их бесчадие. Эта скорбь побуждала великокняжескую чету к совместным молитвам о даровании наследника престола. Почти ежегодно они усердно совершали паломничества во святые обители Руси. Чаще всего супруги ездили в известный Троицкий монастырь на поклонение Сергию, Радонежскому чудотворцу, и со слезами молились у его святой раки.

С той же скорбью о себе Василий III и Соломония посетили однажды Покровский монастырь в городе Суздале. Из почтения к этой обители великий князь повелел начать здесь каменное строительство. А в 1526 году Покровская обитель стала местом иноческих подвигов княгини Соломонии, оставившей великосветскую жизнь, более того, в своих стенах она же и упокоила эту неутомимую подвижницу. Бог, знающий сущия Своя (2 Тим. 2:19), судил русской княгине взойти на высшую жизненную ступень - иноческую, духовную, отдающую себя всецело служению Вечному Богу.

Покровский монастырь

В первой четверти XVI века возникло беспокойство в высоких кругах Руси о возможном пресечении древней великокняжеской династии Рюриковичей. Близкие князю люди советовали ему расторгнуть брак с Соломонией, так как она, по их мнению, служила прямым препятствием к продолжению рода. Но великая княгиня была еще и великой в жизни, стояла выше дворцовых распрей. Видя, что нет Божия благословения на продолжение династии и не желая ссоры при дворе, она мудро умоляет своего супруга дозволить ей оставить престол и вступить в монастырь, на что великий князь дал свое согласие. Постриг был совершен в Московском Рождественском монастыре, а монашеская жизнь потекла уже в Суздале, причем в той обители, где красовались замечательные храмы, отстроенные некогда супругами.

Служа Богу, великая княгиня, в монашестве София, явила редкий образ христианского подвижничества по примеру древних иноков Церкви Христовой. Непрестанная молитва, чтение Слова Божия и постоянный труд занимали все дни ее пребывания в монастыре, помогали обрести совершенство духовной жизни. Молва о святости монахини Софии быстро распространялась по всей Руси, ибо не может град укрытися верху горы стоя (Мф. 5:14). Семнадцать лет подвизалась святая София в Покровском монастыре, и здесь же в 1542 году она мирно предала душу свою в руце Божии. Тело святой подвижницы погребли в усыпальнице под Покровским собором.

 По молитвам преподобной Софии люди, притекавшие с верой в ее помощь, исцелялись от самых различных и тяжких болезней тела и недугов души. Исцелялись от головных болей, от слепоты, вставали на ноги парализованные, выздоравливали душевнобольные. В Покровский монастырь стали стекаться богомольцы с самых разных сторон Русской земли, из самых разных сословий и родов, не исключая и царского.

Святая преподобная София Суздальская оставила о себе очень живую и назидательную память для тех, кому жизнь дорога как бесценный Божий дар, кто хотел бы обрести после этой земной, временной и тленной жизнь другую, новую и благодатную, для кого будущая вечность есть то единственное, что оправдывает наше настоящее бытие.

Хотя видимо благоверная княгиня Соломония и оставила свое земное царство, однако тем она стяжала непреходящее Царство Самого Бога, Его славу, святость и бессмертие. Ее земное неплодие, о котором часто недоумевает и воздыхает человек, Великодаровитый Господь разрешил в многоплодие духовное, совершенное и прекрасное: семьей ее стал монастырь как община небесная, а детьми – вечные христианские добродетели, умудрившие ее и давшие ей по существу и достоинству тезоименитое имя Софии.

Да сподобит и поможет нам Всемилостивый Господь, подобно великой княгине Софии, увидеть и познать красоту, силу и богатство духовной жизни, щедро венчающей своего труженика уже здесь неизреченной благодатью Божией, и особенно обильно и бесконечно там, в Царстве Небесном, которое да наследуем мы все за молитвы угодницы Божией преподобной Софии Суздальской, ревностно подражая ей в подвигах веры и любви. Аминь.

Читать электронный журнал Космополитен, Бурда и другие.