Наши святые

Преподобная СОФИЯ Суздальская

Преподобная София Суздальская, в миру великая московская княгиня Соломония Юрьевна Сабурова, супруга Василия III, приняла монашеский постриг в московском Рождественском монастыре в 1525 году. Прибыв в Суздальский Покровский монастырь, отстроенный и украшенный на вклады великокняжеского дома, она проводила жизнь в монашеских трудах. Известен шитый ею покров на гробницу прп. Евфросинии Суздальской, вложенный в Ризоположенский монастырь и сохранившийся до нашего времени. Монастырское предание гласит, что преподобная вырыла для нужд монастыря колодец. Преставилась княгиня-инокиня в 1542 году и была погребена в усыпальнице под Покровским собором.

В середине XVII века княгиня-подвижница была канонизирована. Поводом к канонизации послужили многочисленные исцеления, совершавшиеся у ее гробницы. Мощи прп. Софии обрели уже в наше время - 14 августа 1995 года. В 2007 году почитание прп. Софии Суздальской по благословению Святейшего Патриарха Алексия II было вынесено на всецерковный уровень. 20 мая 2015 года в обители в честь прп. Софии Суздальской освящен нижний храм Покровского собора.

 

Память совершается:

16 / 29 декабря - преставление,

1 / 14 августа - обретение мощей,

23 июня / 6 июля - в Соборе Владимирских святых.

 

ТРОПАРЬ, глас 4

Вышняго красотою явственно украшаяся, / постническими бо труды подвизася, преподобная Софие, / и бысть наследница Небесному Царствию, / и вниде в Небесный чертог насладитися Христовы красоты, / Егоже моли спастися граду Суздалю / от вражиих нахождений и междоусобныя брани, // и подаждь душам нашим велию милость.

КОНДАК, глас 4

Нощи страстныя избегши, богомудрая Софие преподобная, / к незаходимому же солнцу Христу пришедши, / умертвила еси плотское мудрование, / постом же, воздержанием и молитвами показася равна ангелом. / На земли бо поживе и духи нечистыя от человек отгнала еси, / исцеления подаваеши, / от многих бед и зол избавляеши, / Софие преподобная, // моли спастися душам нашим.

МОЛИТВА КО ПРП. СОФИИ СУЗДАЛЬСКОЙ

О прехвальная и праведная мати Софие, Суздальския страны досточудная подвижнице! Славим твое богоугодное житие, чтим твоя великия добродетели, поклоняемся честным мощем твоим, с любовию лобызаем твой святый образ и с верою приносим тебе прилежныя наша молитвы. Помози нам, яко странним и пришельцем в мире сем, стати на истинный путь христианскаго жития, не отврати лица своего от всех прибегающих к твоему покровительству, духовне умудри подвизающихся в иночестве познати коемуждо образ спасения своея души, настави в подвизех смирения, терпения и покаяния, поспешествуй стяжати нам целомудрие, послушание и любовь Божию. Буди щит и ограждение обители сея от всякаго зла, в ней же сама ревностно подвизалася еси. Обрати и вразуми заблудшия люди на путь правый. Умоли Господа сил пощадити души наша и даровати нам время на покаяние, да твоим предстательством сподобимся безпагубне прейти поприще многоскорбнаго нашего земнаго жития и быти причастники вечнаго блаженства в небесных обителех Бога и Спаса нашего, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 

 Преподобная ЕЛЕНА Московская

Святая подвижница родилась в Суздале в семье тысячника Семена Девочкина. В Покровском монастыре в начале XVI века она приняла постриг в схиму. В 1524 году волей великого московского князя Василия III прп. Елена была переведена в Москву в Новодевичий монастырь, выстроенный по обету великим князем, и назначена его первой игуменией. Преставилась прп. Елена в 1547 году и была погребена у алтаря Смоленского собора. В архиве сохранилась ее грамота-завещание, где изложен устав монашеского жительства для сестер, взятый ею из Суздальского Покровского монастыря.

Святая подвижница была канонизирована в середине XVII века как местночтимая святая. Сохранилась ее икона, написанная в XIX веке в мастерской Новодевичьего монастыря. На ней преподобная Елена изображена с двумя своими сомолитвенницами преподобными Феофанией и Домникией, переведенными в Москву из Суздальского Покровского монастыря.

Возрождение памяти прп. Елены произошло в 1999 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

 

Память совершается:

18 ноября / 1 декабря - преставление,

в воскресенье перед 26 августа / 8 сентября - в Соборе Московских святых.

 

ТРОПАРЬ, глас 4

От юности Христа возлюбившая, / преподобная мати наша Елено, / святых отцев заветы исполняя, / житие монашеское во обители Пречистыя Одигитрии устроила еси. / Страх Божий и любовь нелицемерную стяжала еси. / Моли Человеколюбца Бога / о чадех твоих, к тебе усердно притекающих / и заступления твоего просящих, // грехов оставление нам даровати.

 КОНДАК, глас 2

Во плоти ангел, образ целомудрия и смирения / во обители Новодевичей показалася еси, / молитвенница изрядная и чудотворица, преподобная мати Елено, / всем притекающим к тебе отрадо и в скорбех утешение; / чадолюбивая наша мати, // моли Христа Бога спастися душам нашим.

 МОЛИТВА КО ПРП. ЕЛЕНЕ МОСКОВСКОЙ

О преподобная мати Елено, добрая в женах подвижнице, прехвальная угоднице Христова, скорая помощнице и неусыпная о нас молитвеннице! Ты от юности начала Богу работати, и Того святыя заповеди усердно в сердце своем прияв, всякую славу и честь, и господство века сего оставив, Христу единому последовала еси и иго Его благое понесла еси. Сего ради и Христос возлюби тя, ангела во плоти показа, Церкви Христовой похвалу и обители Новодевичей украшение. Предстательнице наша благая! Не посрами упования нашего, еже по Бозе и Пресвятей Богородице крепко на тя возлагаем. Помяни нас, добродетельное житие и подвиги твоя восхваляющих и с духовною радостию память твою почитающих. Споспешествуй нам в молениих наших, теплаго предстательства твоего пред Богом усердно просящих. Поспеши нам молитвами твоими препобеждати греховные навыки и порочные страсти, да не во зло обратим благая, даруемая нам от Всещедраго Бога, но во славу Его и в прославление твоего заступления. На житие твое взирающе, ближним служити неленостно тщимся, твоего человеколюбия образ памятующе. Не премолчи, преславная мати Елено, за ны ко Господу молящися, посещая нас в нуждах духовных и житейских и твоими молитвами вся злая от нас отврати. Подаждь нам помощь в трудах и скорбех наших, и якоже при жизни имела попечение об обители твоей и подвизающихся в ней, тако и ныне потщися благопоспешити нам во всем. О красото девическая, чистоты образе, спасительныя веры православныя хранительнице! Испроси нам время на покаяние. В нищете и скорби сущия утеши и всем нам помоги по подобию твоему иго Христово во благодушии и терпении понести, да ходим достойно звания нашего, и тако достигнем Небеснаго Царствия и с тобою прославим единосущную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.  

 

ЗА ХРИСТА ПОСТРАДАВШИЕ

 

Игумения МАРИЯ (Либеровская)

В 2017 году исполнится 80 лет со дня мученической кончины последней перед закрытием настоятельницы Покровского монастыря игумении Марии (Либеровской). На ее долю выпала особая тяжесть управления обителью в годы небывалых гонений на Церковь. Однако, несмотря на все скорби и трудности, матушка Мария донесла свой тяжелый крест до конца, оставив о себе добрую и светлую память.

Материалы об игумении Марии (Либеровской) собирались в течение десяти лет. Результатом этой длительной работы стало составление ее жизнеописания. Оно, конечно, не претендует на полноту сведений и требует дальнейших кропотливых изысканий. В основу жизнеописания игумении Марии легли документы Государственного архива Владимирской области, архива Владимиро-Суздальского музея-заповедника, церковная периодика начала ХХ века. Чтобы выстроить хронологическую цепь событий жестоких революционных лет, узнать о судьбе игумении Марии после ликвидации обители, использовались документы советского времени, хранящиеся также в областном архиве, материалы следственных дел, воспоминания местных старожилов.

Нам удалось найти две групповые фотографии сестер монастыря, среди них и матушка Мария. Отдельных фотографий игумении Марии нет или они не найдены.

Игумения Мария, в миру Анна Алексеевна Либеровская, родилась в 1864 году. Местом ее рождения было село Красное, недалеко от Владимира. В настоящее время это село входит в черту областного центра, в память о нем названа одна из владимирских улиц  Красносельская. Отец матушки Марии служил диаконом в местном храме Архангела Михаила. В конце XIX века причт храма состоял из двух тысяч человек. Эта старинная церковь сохранилась до наших дней, сегодня в ней проходят службы.

Нужно отметить, что род священнослужителей Либеровских был многочисленным. В XIX веке. девять из них окончили Владимирскую духовную семинарию, местами их пастырского служения стали храмы в разных уездах губернии. В найденных источниках под 1909 годом упоминается священник Иоанн Либеровский в селе Троица-Берег Суздальского уезда. В первой половине ХХ в. в селе Малышево под Ковровом служил священник Евлампий Либеровский, которого репрессировали в 1937 году. В Суздале до сих пор сохраняется дом одного из священников Либеровских, выстроенный в 1913 году.

Когда Анне Либеровской исполнилось 14 лет, она поступила во Владимирское епархиальное женское училище. Все воспитание строилось здесь в церковном духе, общеобразовательные предметы преподавались с учетом жизненных нужд, прививались ученицам и навыки рукоделия. Василий Георгиевский, автор книги «Город Владимир и его достопримечательности», изданной в конце XIX в., об этом училище писал: «Женское епархиальное училище открыто в 1865 году епископом Феофаном. Оно помещается в Воскресенской улице в большом бывшем барском доме с обширным садом. Всех учениц - 315, из них более 100 живет в помещении училища, пользуясь полным содержанием. Преподаются: Закон Божий, русский и церковно-славянский языки, русская литература, гражданская история, география, арифметика, физика, педагогика, чистописание, пение и рукоделие. Необязательно за особую плату преподается музыка. Окончившие курс получают права домашних учительниц...». Окончив в 1881 году учебу, Анна Алексеевна преподавала, по-видимому, в школе своего села.

В 1887 году Анна Либеровская делает важный жизненный выбор: она решила оставить мир и посвятить жизнь Богу в монашеском звании. 18 апреля в день празднования Максимовской иконы Божией Матери она поступила в Княгинин монастырь во Владимире. Эта дата стала для нее началом нелегкого монашеского пути.

Через два года в Княгинином монастыре по инициативе игумении Маргариты была открыта церковно-приходская школа для девочек из бедных семей. Она стала первой во Владимирской епархии школой, устроенной при женской обители. Преподавать детям грамоту матушка игумения благословила Анне Либеровской.

Отличительными чертами молодой учительницы были доброта и кротость, ее поведение явилось примером не только для воспитанниц, но и для сестер монастыря. В ведомостях о насельницах ей давали такие характеристики: «Качеств примерно хороших, нрава весьма кроткого», «Качеств превосходных, весьма способна на все послушания». Обучая детей, Анна Алексеевна одновременно старалась воспитать их в любви к Богу и Отечеству, в послушании родителям, привить им любовь к богослужению.

В тот период монастыри видели свою особую миссию в деле духовно-нравственного воспитания и образования народа. По примеру Княгинина монастыря многие женские обители Владимирской епархии стали открывать у себя школы.

Послушница Анна Либеровская много сил и стараний отдавала монастырской школе. Ее неоднократно приглашали на заседания Епархиального училищного совета. В 1893 году архиепископ Владимирский Сергий (Спасский) преподал послушнице Анне Либеровской Благословение Божие за успешные труды по обучению детей, в то же время она получила благодарность от Совета Братства св. кн. Александра Невского, попечениям которого были вверены церковно-приходские школы епархии. В 1900 году Святейший Синод наградил послушницу Анну Либеровскую Библией, еще через два года за заслуги по Духовному ведомству она Всемилостивейше была пожалована серебряной медалью на Александровской ленте.

В 1904 году одна из учительниц монастырской школы  монахиня Мария (Белаго), была назначена начальницей Знаменской женской общины в Коврове. Монахиня Мария обратила внимание епархиальной власти на послушницу Анну Либеровскую как на желательную помощницу в деле благоустроения Ковровской обители. И 28 июля 1904 г. Анна Алексеевна, переведенная в Ковров, была назначена помощницей начальницы.

Одной из важных забот монахини Марии (Белаго) и послушницы Анны Либеровской стало устройство при общине церковно-приходской школы. За образец была взята школа Владимирского Княгинина монастыря. В Знаменской школе был также устроен отдельный класс с обучением девочек разным видам рукоделия. Анна Либеровская стала первой учительницей новой школы. Ее педагогические труды в Коврове были, однако, непродолжительны, уже через два года она была переведена в Троицкий женский монастырь города Мурома. Но основы, заложенные ею в ковровской общине, оказались достаточно прочными, что способствовало в дальнейшем успешному развитию здесь школьного дела.

В Муром послушница Анна Либеровская приехала в 1906 году. Здесь она продолжила свою педагогическую деятельность. В Троицкой школе, как имеющей статус двухклассной, дополнительно изучалась история Русской Церкви и родного Отечества, число учащихся к тому времени составляло 160 человек.

Муромский Троицкий монастырь стал для послушницы Анны Либеровской местом пострижения в монашество. Постриг был совершен 20 февраля 1908 года, в монашестве она была наречена Марией, в честь святой равноапостольной Марии Магдалины.

Дальнейшая судьба монахини Марии (Либеровской) связана с Суздалем, с Покровским женским монастырем, куда она была переведена в декабре 1909 года. К тому времени в обители проживало более двухсот насельниц, имелись больница, общая сестринская трапеза, библиотека, церковно-приходская школа, была открыта богадельня для престарелых монахинь. В 1910 году матушку Марию назначили казначеей Покровского монастыря. Через пять лет она была поставлена настоятельницей обители с возведением в сан игумении.

Шла Первая мировая война. Кроме всех забот о сестрах, о монастыре и храмах, попечений о церковно-приходской школе игумения Мария оказывала большую благотворительную помощь. Она принимала в монастырь девочек-сирот, детей погибших воинов, жертвовала средства на содержание епархиального лазарета, выделила в монастыре помещения для беженцев. В сентябре 1915 г. она приняла в обитель 25 монахинь, эвакуированных из Киева. Монастырь помогал Епархиальному комитету по призрению больных и раненых солдат, жертвуя продукты питания и исполняя поручения по пошиву одежды. В те нелегкие годы матушка-настоятельница сумела найти жертвователей и заново отстроила монастырскую мельницу на реке Нерль. В мае 1916 г. Святейший Синод наградил игумению Марию золотым наперсным крестом.

После революционных событий Покровский монастырь разделил участь всех российских монастырей. При новой власти он действовал еще чуть более пяти лет, но эти годы оказались весьма трагичными, наполненными тяжелыми испытаниями, что потребовало от игумении Марии как настоятельницы монастыря большой веры, мужества и терпения.

В 1918 году монастырь лишился всех своих угодий, мельницы, огородов, покосных земель, осталось только полторы десятины земли, где для общей трапезы сестры сажали овощи. На их попечении оставались еще двадцать пять девочек-сирот, которые занимали в монастыре отдельный дом. В 1919 году в обители насчитывалось 162 насельницы, число это, однако, постепенно уменьшалось.

В то тяжелое время отступлений от монастырского устава в Покровской обители не было. Ежедневно совершались службы, в Покровском соборе шло чтение Неусыпаемой Псалтири, свое молитвенное келейное правило монахини, как и прежде, обязаны были совершать ночью. Игумения Мария следила за тем, чтобы все сестры во время служб были в храме, а между службами занимались своими послушаниями, рукоделием, душеполезным чтением. Младшие сестры были подчинены руководству опытных монастырских стариц. Особое внимание матушка обращала на храмы, требуя поддерживать в них чистоту и опрятность.

21 июня 1920 г. община во главе с игуменией Марией заключила с властями договор о принятии в бессрочное пользование четырех монастырских церквей, обязуясь использовать их исключительно для удовлетворения религиозных потребностей и не допускать проповедей, имеющих антисоветский характер. Очередным вмешательством в жизнь монастыря стало привлечение сестер к общественным работам, их обязали разносить срочные бумаги по волостям, а также проводить уборку в городских школах.

В эти же годы власти начали реквизиции монастырского имущества и помещений. Документы свидетельствуют, что нижнее помещение Зачатьевской церкви было отобрано под овощное хранилище, также были реквизированы запасы муки, сняты ограды со старинного монастырского кладбища. В апреле 1922 г. из монастыря были вывезены церковные ценности общим весом 1 пуд 2 фунта 6 золотников. Во исполнение инструкции, предписывавшей «решительно бороться с поползновением духовенства и стремиться, как можно больше изъять», в июне того же года власти произвели в Покровском монастыре вторичное изъятие.

Последним духовником обители был настоятель Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря архимандрит Леонтий (Стасевич), прославленный ныне в лике святых. Это был ревностный поборник Православия и большой молитвенник. После того, как в 1922 году многие из местных священно-церковнослужителей перешли в обновленчество, архимандрит Леонтий и матушка Мария (Либеровская) оставались в Суздале защитниками правой веры.

Покровский монастырь был закрыт в феврале 1923 года. Сестрам приказали выселяться из обители в три дня, вывоз имущества им был запрещен. 13 февраля игумения Мария направила в комиссию по ликвидации свое письмо: «Честь имеем покорнейше просить комиссию разрешить нам пробыть в монастыре до субботы 17 февраля, так как в трехдневный срок собраться не успеем, в субботу можно будет взять лошадь на базаре и уезжать по селам». Разрешение на это было получено.

Первый директор Суздальского музея В.И. Романовский, желая выразить свое мнение по вопросу об использовании освободившихся монастырских зданий, обратился в Суздальский исполком: «При Покровском монастыре имеется ризница, вмещающая редчайшие произведения древнерусского искусства XIV-XVII веков... Всего лучше и целесообразней было бы из Покровского монастыря создать центральный музей-храм наподобие того, как это устроено с московскими Кремлевскими соборами». Постановлением исполкома, монастырские храмы и кельи были переданы в ведение Суздальского музея. Кельи монахинь стали сдаваться под квартиры, число новых поселенцев монастыря быстро росло.

После закрытия обители игумения Мария осталась в Суздале и поселилась в доме на улице Вознесенской рядом с действующим храмом Вознесения Господня. В этом храме служил тогда иерей Константин Орлов. Старожилы помнят его как доброго, безотказного священника, отца большой семьи. Игумения Мария служила при этом храме псаломщицей в течение семи лет. Оставшиеся в Суздале сестры монастыря пели на клиросе.

2 февраля 1930 г. игумению Марию арестовали, тогда же в городе были арестованы еще около 30 человек, в том числе архимандрит Леонтий (Стасевич), отец Константин Орлов и другие лица из духовенства, дворян и купечества. Всем проходившим по делу лицам было предъявлено обвинение в том, что они «образовав из себя нелегальную группировку, на протяжении ряда лет под видом родственных и иных знакомств, устраивали в г. Суздале собрания, на которых обсуждали и согласовывали вопросы по насаждению общественно-вредных идей среди масс верующих ». На допросе игумения Мария сказала: «По существу предъявленного мне обвинения виновной себя не признаю, ибо живу я замкнуто и общения почти ни с кем не имею. Что же касается до того, что я до сих пор будто бы руковожу монахинями, то это неверно. Бывших моих подчиненных монахинь в Суздале живет не более пятнадцати человек, живем мы все на разных квартирах, и я к ним не касаюсь. Относительно того, что в церкви, где я служу, молятся о бывших царях, то это категорически отрицаю».

2 марта 1930 г. на судебном заседании Тройки игумения Мария была приговорена к высылке в Северный край сроком на три года. Высылку она отбывала в городе Архангельске.

В Суздаль матушка вернулась в октябре 1933 г., ей было тогда 69 лет. Она нашла себе приют в частном доме на улице Крупской у верующей женщины. Прожив здесь три года, матушка Мария перешла затем в дом к своим бывшим послушницам. По воспоминаниям, она жила в чулане, скрываясь от посторонних глаз, подышать свежим воздухом выходила редко и только в ночное время. К душевным переживаниям игумении добавились еще и физические страдания: неосторожно ступив с лестницы, она сломала ногу. Вещей у матушки Марии не было, свой золотой наперсный крест она еще раньше оставила на сохранение в Москве некой Зинаиде. Во время войны та рубила его на части и продавала, после чего в жизни ее постигли большие скорби.

28 сентября 1937 г. игумению Марию снова арестовали. За ней приехали ночью, при обыске было изъято много церковных книг. Матушку увезли в тюрьму в Юрьев-Польский, здесь она провела чуть более двух недель. Ей предъявили обвинение в антисоветской агитации и распространении контрреволюционных слухов. Власти приговорили ее к высшей мере наказания  расстрелу. 14 октября 1937 г., в праздник Покрова Божией Матери, игумения Мария была расстреляна в ивановской тюрьме. Вероятное место ее захоронения кладбище Балино в Иванове.

В 1989 году Прокуратурой Владимирской области игумения Мария (Либеровская) была реабилитирована и за 1930-й, и за 1937 годы.

В заключение нужно отметить, что с именем игумении Марии связано самое начало школьной деятельности при женских монастырях Владимирской епархии. Заботы о монастырских школах, о воспитании детей на основах православной веры стали одним из главных дел всей ее жизни. В лице игумении Марии, как настоятельницы монастыря, мы видим кроткую наставницу сестрам и одновременно активную участницу в делах милосердия. Претерпев ссылку и приняв мученическую смерть за Христа, она показала пример глубокой веры, мужества и твердого исповедания.

 

Монахиня МАГДАЛИНА (Рассказова)

Монахиня Магдалина несла в монастыре послушание воспитательницы девочек-сирот. Ее необыкновенная доброта, вера и трудолюбие, ее уважительное отношение к людям, вся ее монашеская жизнь служили для воспитанниц глубоко назидательным примером. В 1920-е годы монахиня Магдалина была арестована и приговорена к ссылке в Архангельск, где, по рассказам старожилов, погибла от голода.

 

Монахиня ВАЛЕНТИНА (Тетерина)

В монастырь она поступила в 1903 году и проходила послушание на клиросе. После закрытия монастыря вместе с группой сестер она уехала на Кавказ. В октябре 1923 года приняла монашеский постриг. В 1930-е годы монахиня Валентина вернулась в Суздаль. Весной 1938 года ее арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности и приговорили к пятилетнему заключению в лагерь. Дальнейшая судьба ее остается неизвестной.

 

Послушница ПАРАСКЕВА (Шишилова)

В обители послушница Параскева прожила 27 лет. После закрытия монастыря она осталась в Суздале. 25 ноября 1937 года послушницу Параскеву арестовали и заключили в ивановской тюрьме, где она провела почти десять месяцев. Ее обвинили в контрреволюционной агитации. В августе 1938 года ее приговорили к пятилетней ссылке в Казахстан. В лагере для политзаключенных под Алма-Атой она умерла от голода.

Раздел "За Христа пострадавшие" составлен сестрами монастыря по архивным документам и воспоминаниям старожилов.

Читать электронный журнал Космополитен, Бурда и другие.